Причины увольнения с военной службы по контракту

Содержание

Увольнение с контракта по собственному желанию

Причины увольнения с военной службы по контракту

Увольнение военнослужащего с контракта по собственному желанию регламентировано законодательством, согласно которому договор, заключенный с лицом может быть расторгнут досрочно при наличии уважительных причин. Процедура прекращения обязательств по данному основанию отличается сложностью и длительностью. Лицу, проходящему военную службу, необходимо определиться с причиной, по которой необходимо расторжение контракта.

Законодательство устанавливает более сложный и длительный порядок увольнения по собственной инициативе военнослужащих лиц, в сравнении с прекращением обязательств  по данному основанию рядовых граждан.

Это обусловлено спецификой деятельности и особым статусом лиц, служащих в ВС РФ по контракту. При желании реализовать расторжение договора необходимо соблюдать регламентированную законодательством процедуру.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн.

Гражданин, устраиваясь на военную службу, заключает контракт, сторонами в котором выступает он сам и командование. Данное соглашение имеет схожесть с договором, оформляемым при трудоустройстве.

Однако, отношения между военнослужащим и командованием регулируются не ТК РФ, а Дисциплинарным Уставом, ФЗ-53 «О воинской обязанности» и актами, содержащими нормы, которые имеют отношение к служащим в ВС. Лишь в случаях, когда есть прямое указание в данных законах, к отношениям между сторонами могут применяться нормы Трудового Кодекса. ФЗ-53 в ч. 6 ст.

51 содержит возможность увольнения из армии до окончания срока действия контракта по собственному желанию. Но для его разрыва одной лишь инициативы недостаточно, лицу, проходящему службу, необходимо наличие уважительных причин.

Законодательство, регламентируя обязательное наличие серьезного повода, для прекращения контракта по инициативе увольняющегося, не дает определения «уважительной причины».

Установление весомости основания разорвать контракт отдано на усмотрение аттестационной комиссии и командования.

Военнослужащему потребуется доказать, что у него действительно имеются серьезные причины, препятствующие выполнению взятых на себя обязанностей и дальнейшему несению службы.

Нормативная база, регулирующая сферу отношений между военнослужащими и командованием, достаточно подробно регламентирует порядок увольнения лиц, находящихся на службе в ВС РФ. Чтобы расторгнуть контракт лицу необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной разрыва заключенного контракта по собственному желанию.
  • Подготовить документацию, подтверждающую наличие серьезного повода для разрыва контракта.
  • Составить рапорт, приложить к нему документальные доказательства.
  • Подать рапорт командиру, ответственному за решение кадровых вопросов.
  • Дождаться ответа на рапорт и заседания аттестационной комиссии.
  • Принять участие в процессе рассмотрения просьбы и аргументировать свою позицию.
  • Получить заключение комиссии о принятом решении.
  • В случае положительного решения комиссии получить окончательный ответ от командира и уволиться.

Если комиссия сочтет повод расторжения контракта недостаточно уважительной, гражданин вправе подать жалобу на рассмотрение в судебном процессе.

Основания для увольнения военнослужащих

При определении уважительности причины сложения полномочий контрактником следует опираться на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Его позиция заключается в том, что весомыми признаются поводы, которые объективно препятствуют прохождению службы военным и выполнению обязательств договора.

Увольняющемуся необходимо ответственно подойти к аргументации причины, не только на заседании комиссии, но и в рапорте. Не стоит рассчитывать, что положительный ответ будет получен на кратко сформулированную просьбу.

Необходимо максимально подробно описать сложившуюся ситуацию и подкрепить ее документальными доказательствами.

Практика показывает, что уважительными могут быть признаны следующие причины:

  • Если семья контрактника проживает не в РФ.
  • Если лицо придерживается определенной религии или взглядов, которые препятствуют совершению действий, необходимых для выполнения условий контракта.
  • Если доход гражданина, получаемый им при прохождении службы, не позволяет содержать семью. При этом иной заработка у него нет. Члены семьи военнослужащего также не получают дохода или этих денежных средств не хватает для проживания. При определении достаточности содержания за основу берется прожиточный минимум на каждого члена семьи в регионе.
  • Если контрактнику приходится самому осуществлять воспитание и содержание несовершеннолетнего ребенка. При этом второй родитель не оказывает какой-либо поддержки, но и не лишен прав на детей. Данная причина будет существенной, если нет оснований для разрыва договора по семейным обстоятельствам.
  • Если женщина, проходящая службы по контракту, беременна, и ее состояние значительно ухудшилось, что препятствует исполнению обязательств в полном объеме.
  • Если у контрактника умер один из членов семьи, и это препятствует дальнейшему прохождению службы в рядах ВС РФ.
  • Если гражданин не имеет возможности реализовать свой потенциал на должности, занимаемой им, при этом повышение не представляется возможным.

Поскольку законодательство не дает исчерпывающего перечня причин для прекращения действия контракта по собственной инициативе, возможно использовать и другие поводы для ухода. Но их необходимо аргументировать и подкрепить доказательствами.

Требования к оформлению рапорта

Дисциплинарный Устав регламентирует оформлять любое обращение в виде письменного рапорта. Этот документ заменяет заявление, которое составляет работник при увольнении.

Законодательство не содержит каких-либо императивных требований к текстовой составляющей обращения, поэтому образец рапорта не требуется, его можно составить в свободной форме.

При изложении своей позиции в письменном виде необходимо указать ряд важных моментов, которые позволят идентифицировать документ именно как обращение к командованию:

  • ФИО и должность командира, номер воинской части.
  • ФИО и должность контрактника.
  • Просьба о досрочном расторжении контракта по собственному желанию со ссылкой на соответствующую статью законодательного акта.
  • Уважительную причину, побуждающую к увольнению с военной службы. На данный пункт необходимо обратить особое внимание, поскольку тщательность аргументации позиции в совокупности с документальным подтверждением будет играть решающую роль при рассмотрении вопроса. Следует максимально конкретизировать обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему исполнению взятых на себя обязательств.
  • Просьбу о вынесении рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.
  • Перечень документальных доказательств, которые приложены к рапорту.
  • Дата и подпись контрактника.

Важно! Составить документ следует в двух экземплярах. Обе бумаги регистрируются в канцелярии. Один экземпляр подается командованию, второй контрактник оставляет у себя. Он послужит доказательством в суде, если гражданин столкнется с бездействием и затягиванием процесса рассмотрения просьбы.

Военнослужащему не вправе отказать в подаче письменного обращения. Рапорт не могут не зарегистрировать и не передать на рассмотрение комиссии. Подача подобных письменных обращений к командованию – неотъемлемое право контрактника.

Срок рассмотрения рапорта составляет один месяц. Он может быть продлен по решению командира еще на 30 дней, но контрактник должен быть уведомлен об этом. По истечении периода военнослужащий должен получить ответ в письменном виде.

В случае несогласия с решением комиссии можно подать жалобу в суд.

Рассмотрение рапорта комиссией и принятие окончательного решения

Командир обязан передать просьбу военнослужащего на рассмотрение аттестационной комиссии. Если он этого не сделает, гражданин вправе обжаловать его бездействие в суде и посредством обращения в военную прокуратуру.

Комиссия в составе заместителей командира части, представителей командования подразделений, юриста и сотрудника отдела кадров рассматривает обращение контрактника в течение периода, не превышающего 7 дней. В ходе разбора ситуации заслушивается позиция самого лица, которое желает уволиться.

Представленное обращение и документальные доказательства должны быть объективно рассмотрены, на основании чего комиссия обязана принять мотивированное решение. Позиция этого совещательного органа носит рекомендательный характер. Окончательное решение принимается командиром.

Возможна ситуация, когда комиссия вынесла вердикт об удовлетворении просьбы контрактника, но приказ об увольнении не был издан.

Окончательное решение, в результате которого расторгается договор, должно быть принято в разумный срок.

Но законодательство не содержит сформулированного положения о периоде, в течение которого командир, имеющий полномочия прекращать действие договора приказом, должен удовлетворить или отказать в просьбе контрактника. Поэтому, зачастую, процесс прекращения обязательств затягивается намеренно.

Выплаты, положенные увольняющемуся

Если военнослужащий при расторжении контракта не допустил каких-либо нарушений, ему положены следующие денежные компенсации:

  • Пособие, выплачивающееся единовременно. Размер суммы будет исчисляться, исходя из срока, проведенного в рядах ВС РФ. Если гражданин прослужил менее 20 лет, он получит не более двух окладов. В случаях, когда этот период превышает 20 лет, лицу положено 7 окладов. К итоговой сумме может быть добавлен еще один оклад, если контрактник получал государственные награды.
  • Премия выдается за добросовестное выполнение обязанностей по договору. Ее размер может составлять до четверти оклада.
  • Выплата, перечисляющаяся ежегодно, размером не меньше одного оклада.

Окончательная сумма, которую получит лицо при прекращении обязательств, зависит от звания и должности.

Источник: https://uvolneniye.ru/uvolnenie-s-kontrakta-po-sobstvennomu-zhelaniyu.html

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Причины увольнения с военной службы по контракту

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы — это последовательность действий, установленная в законодательстве, итогом которой является освобождение гражданина от несения воинской службы. Опишем основные этапы этой процедуры и правила оформления рапорта.

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе.

И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.

), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 “О воинской обязанности в военной службе”, принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами.

Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами.

Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения.

Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении.

Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

В случае окончания контракта

Вопросы выплат регулирует ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих…”. Кроме того, в соответствии с Приказом Минобороны № 2700, при досрочном расторжении соглашения по собственному желанию заявителя положены следующие выплаты:

  • единовременное пособие, размер которого зависит от срока исполнения соответствующих обязанностей;
  • премия, до 25% от оклада;
  • материальная помощь (в размере до одного оклада).

Окончательная сумма зависит от срока и звания на момент прекращения взаимоотношений.

Если при выполнении воинских обязанностей военнослужащий получил военную травму, ему полагаются выплаты:

  • контрактнику — 2 000 000 рублей;
  • срочнику или призванному на военные сборы — 1 000 000 рублей.

Для получения выплат также нужно составить рапорт.

Рапорт на получение выплат

Источник: https://ppt.ru/forms/voennie/uvolnenie-po-jelaniyu

Статья 51. Основания увольнения с военной службы – Закон о воинской обязанности

Причины увольнения с военной службы по контракту
[Закон о воинской обязанности] [Раздел VII]

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • д) в связи с лишением его воинского звания;
  • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, запрета открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
  • д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
  • е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  • е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
  • ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определённого срока;
  • и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
  • к) в связи с прекращением военной службы в период её приостановления;
  • л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
  • м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1.

Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьёй 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;
  • е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1.

Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом “е.1” пункта 1, подпунктами “в”, “д” и “е” пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2.

Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом “в” пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

  • а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
  • б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте “г” пункта 1 настоящей статьи);
  • в) по семейным обстоятельствам:
    • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
    • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1.

На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а”, “г” и “д” пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом “б” пункта 2 статьи 23 и подпунктами “б”, “б.1”, “в”, “г” и “д” пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, – после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%81%D1%82_51/

Процедура увольнения с военной службы: основания для выхода в отставку

Причины увольнения с военной службы по контракту

Как известно, в отношении военнослужащих действует отдельный порядок увольнения. Существует перечень уважительных причин, при наличии одной из которых лицо, проходящее военную службу, может уволиться.Итак, что это за основания? В каком случае соответствующий приказ может быть отменен? Как написать рапорт об уходе?

Основания для ухода военнослужащего из армии

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность данной категории лиц, является ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Если проанализировать положения ст. 51, то можно выделить следующие уважительные причины для увольнения с военной службы:

Из-за несоблюдения условий контракта

В соответствии с п. 3 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» лицо, находящееся на военной службе, вправе досрочно уволиться в случае регулярного игнорирования его законных прав.

Такое право возникает у военнослужащего, осуществляющего свою деятельность на основании контракта.

Причиной увольнения из армии является существенное или систематическое нарушение условий контракта со стороны руководства. Пояснение данных терминов приведено в п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8.

Так, к существенному нарушению условий контракта может быть отнесено совершение такого действия, которое привело к лишению военнослужащего:

  • использования определённых конституционных прав;
  • получения социальных гарантий и компенсаций.

При этом систематическое нарушение условий контракта подразумевает совершение противоправных действий более двух раз за короткий промежуток времени.

Военнослужащего также могут уволить против его желания, если он не будет соблюдать условия контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Закона РФ, упомянутого выше). В данном случае имеется в виду существенное отступление от требований, прописанных в законодательстве о воинской обязанности и военной службе.

По достижении предельного возраста

Еще одной уважительной причиной для увольнения является достижение максимально возможного возраста для несения военной службы.

В действующем законодательстве не обозначен единый предельный возраст. Он отличается в зависимости от воинского звания и пола военнослужащего. Так, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 49 установлены следующие максимальные сроки для пребывания на службе:

  • для женщин-военнослужащих – 45 лет;
  • для мужчин (за исключением некоторых воинских званий) – 50 лет.

Для отдельных военнослужащих (маршал РФ, генерал армии, адмирал флота, генерал-лейтенант, полковник и др.) общеустановленный предельный возраст (50 лет) для пребывания на службе может быть увеличен еще на 15 лет (максимум).

В данном случае ключевую роль играет воинское звание.

По состоянию здоровья

Основанием для увольнения может выступать состояние здоровья. При этом в отдельных случаях военнослужащего могут уволить независимо от его воли, а в иных ситуациях он вправе уйти со службы по своему желанию.

Итак, обязательному увольнению по состоянию здоровья подлежат следующие категории военнослужащих (подп. «в», «г» п. 1 ст. 51):

  • Признанные не годными к дальнейшему осуществлению такого рода деятельности.
  • Признанные ограниченно годными к военной службе – в случае, если речь идет о контрактниках, занимающих должность, по которой можно вырасти до старшины или главного корабельного старшины. Также по такому основанию может быть уволен призывник.

Кроме того, в соответствии с подп. «б» п. 3 ст. 51 военнослужащий, работающий по контракту, имеет право досрочно уйти со службы в случае, если будет признан ограниченно годным (за исключением ситуации, упомянутой выше, когда его в любом случае должны уволить).

Решение о пригодности/непригодности к осуществлению такого рода деятельности выносит военно-врачебная комиссия.

В каких случаях может быть отменен приказ об отставке военного?

В отдельных ситуациях приказ об увольнении военнослужащего может быть отменен. Как правило, это касается следующих случаев:

  1. Военнослужащего лишили должности по необоснованным причинам – в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» лицо, чьи права были нарушены, должно быть восстановлено в прежней должности, а при его согласии переведено на другое место (равное или ниже по статусу).Кроме того, ему должны возместить убытки, причиненные в результате вынесения незаконного решения, включая компенсацию морального ущерба (в этом случае потребуется официальное решение судебного органа). Данные правила касаются военнослужащих, работающих по контракту.Согласно действующему порядку при уходе военнослужащего издается два приказа: об увольнении и об исключении из личного состава. Таким образом, если установят, что причина отстранения от занимаемой должности необоснованная, то тогда должны будут отменить оба приказа.
  2. В ходе процедуры увольнения были допущены какие-либо нарушения – типичным примером такой ситуации является исключение из личного состава до момента проведения полного расчета с военнослужащим (выплаты денежного довольствия, предоставления продовольственного и вещевого обеспечения).В данном случае подлежит отмене только тот приказ, который касается исключения из личного состава. При этом сам уволенный должен быть восстановлен и оставлен на военной службе до тех пор, пока не будут устранены все допущенные нарушения.

В целом можно отметить, что военнослужащий имеет право обжаловать незаконные действия руководства, связанные с увольнением, в следующих инстанциях:

  • у вышестоящего командования;
  • в военной прокуратуре;
  • через суд.

Особенности ухода со службы после 20 лет выслуги

Процедура увольнения военнослужащих, прослуживших более 20 лет, имеет ряд особенностей. Данные категории лиц вправе рассчитывать на следующие дополнительные социальные гарантии:

  1. В соответствии с ч. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», если на момент увольнения военнослужащий не обеспечен жильем, то он может рассчитывать на получение жилищной субсидии или квартиры (бесплатно или по договору социального найма) на территории своего постоянного места жительства.Чтобы воспользоваться такой привилегией, основанием увольнения должно являться достижение предельного возраста службы, неудовлетворительное состояние здоровья или проведение ОШМ (организационно-штатных мероприятий).
  2. После увольнения отдельным категориям лиц может быть разрешено носить военную форму и знаки различия. Таким правом наделяются офицеры, прапорщики и мичманы, безупречно послужившие в течение всего установленного срока (20 лет и больше).
  3. Лица, прослужившие в ВС РФ и уволенные по достижению предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с ОШМ, награждаются благодарственной грамотой.
  4. Предоставление дополнительного отпуска (помимо основного) по личным обстоятельствам. Его продолжительность составляет 30 суток. Чтобы воспользоваться данным отпуском, причиной увольнения должно быть состояние здоровья, ОШМ или предельный возраст.
  5. Размер единовременного пособия будет равен 7 окладам денежного содержания (для лиц, прослуживших менее 20 лет, такая выплата составляет только 2 оклада). Об этом написано в п. 3 ст. 3 ФЗ РФ от 07.11.2011 № 306-ФЗ.

Как написать рапорт?

Источник: https://otrude.com/category/uvolnenie/s-voennoj-sluzhby/prichiny-uvolneniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.